Thứ Hai, 18 tháng 8, 2008

Как Грузия и Россия поссорились из-за Южной Осетии

12:20 15 августа 2008
Конфликт между двумя соседними странами возник не на пустом месте. «proUA» решил напомнить своим читателям «историю вопроса».

Южная Осетия — непризнанная республика, фактически самоуправляемая, юридически входящая в состав Грузии. Имеет общую границу с Россией – республикой Северная Осетия. Площадь 3,9 тыс. кв. км. Население около 70 тыс. человек. Население Южной Осетии состоит из осетин, грузин и некоторых других этнических групп. Осетины составляют около 60% населения республики, грузины – около 25%, русские – около 2%.

Раздел Осетии

Осетия была присоединена к Российской империи в 1774 году Екатериной II. После революции 1917 года она оказалась разделенной на Северную Осетию, вошедшую в состав Горской республики, с ее ликвидацией в 1924 году образовалась Северо-Осетинской автономная область. Южная Осетия оказалась в составе Грузии (получившей независимость в результате революции). Но в феврале 1921 года правительство Грузии было свергнуто большевиками, 20 апреля 1922 года установлена советская власть и образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР.

В 1939 году осетинская письменность, основывавшаяся на латинском алфавите, была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке. В то же время осетинская письменность в Северной Осетии была переведена на кириллицу. В результате единая осетинская нация была искусственно разделена на две части - «южные осетины» и «северные осетины».

Перестройка: борьба за статус Южной Осетии

С началом перестройки в Грузии и Южной Осетии активизировались национальные движения. 10 ноября 1989 года совет народных депутатов автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратился в Верховный совет Грузии с просьбой рассмотреть это решение. Президиум Верховного совета Грузии отверг это обращение.

23 ноября 1989 года грузинские националистические движения попытались провести митинг в Цхинвали, на который прибыли около 50 тыс. человек из разных районов Грузии. Колонна была остановлена у въезда в город и повернула обратно после двух суток противостояния. В области начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, в которые попытались вмешаться внутренние войска МВД СССР.

20 сентября 1990 года провозглашена Республика Южная Осетия, а 9 декабря прошли выборы Верховного совета республики. 11 декабря парламент Грузии признал выборы незаконными и постановил упразднить Юго-Осетинскую автономную область, на следующий день на территории Цхинвали и Джавского районов АО было введено чрезвычайное положение. 6 января 1991 года в Южную Осетию были переброшены грузинские отряды, боевые действия активизировались, началась блокада автономии. В результате более 10 тыс. человек бежали из Южной Осетии в Северную – на территорию России, еще около 30 тыс. осетин покинули внутренние районы Грузии.

В течение 1991-1992 года продолжались жестокие вооруженные столкновения на территории автономии. Грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвали и осуществляли обстрелы города. В общей сложности, по данным осетинской стороны, в ходе боевых столкновений в 1989-1992 годах погибло свыше трех тысяч мирных жителей-осетин, около 300 человек пропали без вести, свыше 40 тысяч человек стали беженцами, было сожжено более ста осетинских сел.

Дагомысские соглашения

Боевые действия были прекращены после подписания в июне 1992 года Дагомысских соглашений между президентом РФ Борисом Ельциным и председателем Госсовета Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и юго-осетинская (в грузинских источниках называемая «Цхинвальской») стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия. 14 июля 1992 в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

Южная Осетия де-факто стала независимой. 19 января 1992 года на ее территории состоялся референдум о независимости. «За» высказались более 98%. 29 мая 1992 года Верховный совет республики принял Акт о государственной независимости. Южная Осетия обзавелась своей конституцией, государственной символикой и парламентом. Между тем, грузинские власти продолжали рассматривать ее как административную единицу Грузии - Цхинвальский регион.

10 ноября 1996 года в Южной Осетии прошли первые всенародные выборы президента. Им стал ректор ЮОГУ, доктор исторических наук, профессор Людвиг Чибиров.

12 мая 1999 года в республике состоялись всенародные выборы парламента, спикером которого избрали председателя Коммунистической партии РЮО Станислава Кочиева.

8 апреля 2000 года путем референдума была принята новая Конституция РЮО. Южная Осетия стала президентской республикой.10 ноября 2001 года состоялись вторые президентские выборы. В результате всенародного голосования президентом был избран торговый представитель РЮО в России в ранге министра Эдуард Кокойты.

24 мая 2004 года на парламентских выборах большинство голосов получила Республиканская политическая партия «Единство».

Эпоха Саакашвили начинается

Тем временем, в 2003 году Михаил Саакашвили сменил Эдуарда Шеварднадзе на посту президента Грузии. Возвращение мятежных автономий в состав Грузии было одной из главных тем избирательной кампании прозападного президента. Впрочем, под влиянием обстоятельств оценка ситуации Михаилом Саакашвили радикально менялась. В августе 2004 года грузинский президент заявил: «Весь мир должен увидеть, что руководство и народ Грузии желают восстановления единства страны, но это должно произойти мирным путём. Мы никогда не отдадим первыми приказ о переходе в атаку».

Выступая в 2006 году в Тбилиси на Международной конференция по безопасности, Саакашвили заявил: «Мы будем очень осторожны в своих действиях, чтобы не привести к возобновлению войны в Южной Осетии». При этом он назвал Абхазию и Южную Осетию «кагэбэшными анклавами, где осуществляются мечты Дзержинского, Ежова, Берии и особенно Андропова, которого идеализируют в одном из крупных государств».

Напряженность в регионе усилилась. Южная Осетия заявила, что отказывается от всяких отношений с Грузией до тех пор, пока последняя не признает официально факт геноцида осетинского населения в 1989-1991 годах и не выплатит причитающиеся компенсации. В июне 2004 года Южная Осетия приняла обращение к руководству России с просьбой разрешить республике войти в состав РФ.

Взаимные обвинения Грузии и России

По состоянию на 2006 год, основные обвинения грузинской стороны в адрес России сводились к следующему:

- при попустительстве российских миротворцев в Южной Осетии действует министерство обороны, которое финансирует Россия;

- российские военные руководят учениями южноосетинских вооружённых формирований;

- командующий миротворческими силами Мурат Кулахметов действует в интересах российского Министерства обороны, а не как нейтральная сторона;

- выдача российских паспортов населению Южной Осетии, прокладывание ветки газопровода из Северной Осетии в Южную и финансирование российским правительством строительства объездной дороги на территории Южной Осетии являются «экономической диверсией» и «грубым нарушением всех международных норм».

В свою очередь, российский МИД заявляет: «Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но пока эта целостность применительно к Грузии — скорее возможное состояние, чем наличная политико-правовая реальность, и создать её можно только в результате сложных переговоров, при которых исходная югоосетинская позиция, как мы понимаем, базируется на не менее признаваемом в международном сообществе принципе — праве на самоопределение.

Россия также ссылается на необходимость защищать своих граждан на территории Южной Осетии. Цитируем главу комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Кокошина: В случае обострения ситуации Россия будет иметь основания применить весь спектр имеющихся у нее мер для обеспечения стабильности и безопасности в регионе и защиты жизни и здоровья российских граждан, в том числе российских миротворцев, находящихся там».

Две версии выборов в Южной Осетии

12 ноября 2006 года на территории Южной Осетии, преимущественно контролируемой правительством Эдуарда Кокойты, прошел референдум о независимости и президентские выборы. Параллельно на территории Цхинвальского региона, контролируемого грузинской стороной, прошли альтернативные выборы «президента Южной Осетии», в которых победил Дмитрий Санакоев. Вскоре Д.Санакоев указом президента Грузии Михаила Саакашвили был назначен главой временной администрации Цхинвальского региона.

Грузинское правительство и многие международные организации заранее объявили проведённый референдум «по версии Кокойты» нелегитимным, что с формальной правовой точки зрения соответствует действительности. По словам же самого Кокойты, проведение референдума явилось ответом тем, кто не знает реального положения дел. Явка избирателей превысила 94 %, на избирательные участки пришло 52030 человек. Президентом был переизбран Эдуард Кокойты. Также большинство голосовавших на референдуме подтвердили курс на независимость. Сразу после своего переизбрания на пресс-конференции г-н Кокойты назвал правление Михаила Саакашвили «националистической фашистской идеологией»

Спор вокруг миротворцев

Справка: В Южную Осетию смешанный миротворческий контингент, состоящий из трех батальонов (российского, грузинского и североосетинского) был введен на основании Дагомысского соглашения 1992 года. В состав каждого из батальонов входит 500 человек. Ротация российских миротворцев в Южной Осетии проходит, в соответствии с установленными нормами, раз в полгода.

На протяжении многих лет грузинская сторона выражает неудовольствие присутствием в Южной Осетии (а равно и в Абхазии) российских миротворцев. 18 июля 2006 года спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе на внеочередном заседании заявила следующее: «Парламент Грузии, приняв сегодня историческое постановление о выводе российских миротворческих сил из Абхазии и Цхинвальского региона, не ставил целью непременно прервать миротворческую операцию, мы преследовали цель прервать мандат, который не соответствовал реальности, и принять его в такой форме, что привело бы к решению проблемы».

Бурджанадзе также отметила, что «Не является ли двойным стандартом, когда в нарушение всех международных норм предоставляешь российское гражданство жителям соседнего государства без согласия его высшего руководства…Разве это не двойные стандарты, когда ты на своей территории в Чечне борешься с терроризмом и сепаратизмом, а на чужой территории всего в нескольких сотнях километрах поддерживаешь сепаратистские режимы».

Исходя из этого, Грузия требует денонсации Дагомысских соглашений, а с ними и формата пребывания миротворческого контингента в Южной Осетии. Значительная часть политической элиты Грузии придерживается того мнения, что Дагомысские соглашения являются кабальными для Тбилиси и что они позволяют России проводить постепенное инкорпорирование Южной Осетии в состав РФ.

Позиция Южной Осетии по данному вопросу выглядит следующим образом: во-первых, миротворцы останутся в регионе до полного разрешения конфликта, как это предусмотрено Дагомысскими соглашениями; во-вторых, решение о вводе и деятельности смешанных миротворческих сил принималось не одной только Грузией и, следовательно, Грузия не может в одностороннем порядке принять решение о прекращении их деятельности.

Для позиции, занимаемой Россией, характерны аргументы, приведенные Константином Затулиным. «Миротворцы могут быть выведены из зоны конфликта только тогда, когда будут исчерпаны все поводы для их нахождения там. Пока же поводов более чем достаточно, и все последние события, в том числе в Южной Осетии, подтверждают это», - подчеркнул Затулин.

Как Киеву отказали в миротворческой миссии

В связи с заявлением Грузии о необходимости расширения состава миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта за счёт Украины и других стран Министерство иностранных дел Украины в феврале 2006 года сообщило о готовности направить миротворцев при условии соответствующего мандата ООН или ОБСЕ и соответствующего решения Верховной Рады.

Однако лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты выступил против расширения миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта, заявив, что не видит альтернативы российским войскам. По его словам, односторонние действия Грузии являются «сворачиванием процесса урегулирования и выдавливанием России из этого процесса и в целом из Кавказского региона». Министр иностранных дел непризнанной Южной Осетии Мурат Джиоев заявил, что Украина помогла бы установлению мира гораздо больше, если бы она перестала поставлять Грузии оружие. (В ходе конфликта 2008 года г-н Джиоев утверждает, что на стороне Грузии воюют украинские наемники).

Постскриптум. В течение последних лет около 90% жителей Южной Осетии получили российское гражданство.

По материалам www.proua.com

Không có nhận xét nào: